Энколпион

Принудительность расселенияТаковы приблизительные данные о расселении по Угрии Печенегов, Торков и Берендеев. Приблизительные, потому что поселений этих было, вероятно, значительно больше, в особенности в древнейшее время Х—XII веков, от которых как раз сохранилось гораздо менее известий, чем от последующих. Кроме того, как мы уже видели, поселения этих трех тюркских народностей не всегда обозначались именами самих народностей (как Бешеньё, Беренч, Торч), но часто и именами отдельных родов, семей и даже отдельных лиц; отсюда — остаются невыясненными большое количество подобных несомненно тюркских поселений, сведения о которых начинают встречаться лишь с XIV и след. столетий: принадлежали ли они Печенегам, Торкам и Берендеям или же позже явившимся и оседавшим иногда на тех же самых местах Половцам, чей язык, по-видимому, был почти схож с языком предшествовавших им тюркских собратьев.

Что касается возникновения этих тюркских поселений на территории Угрии, то оно, по-видимому, было двояким. Одни Тюрки, особенно такие группы их, как кемейская, кёрёшская, может быть, и аранкская, явились просто следствием прихода в эти места большого количества Печенегов, просочившихся сюда через южные и северные Карпаты, разместившихся здесь, включенных в черту угорской государственности и оставленных ею здесь на вечные времена. Лишь постепенно эти поселенцы были превращены Угрией в послушную служилую массу.

Другая же часть тюркских поселений в Угрии возникла инициативой самой угорской государственности, формировалась, вероятно, гл. обр. из пленных и расселялась Мадьярами согласно стратегическим интересам своего государства. Таково, вероятно, возникновение северных (словацких), западных (лайто-рабских и дравских) и южных (придунайских) пограничных тюркских поселений, а также и внутренней, шарвизской (секеш-фейерварской) группы.

Особенно наглядна принудительность расселения этих кочевников в Словакии, в стране, которая по своим географическим условиям не могла бы быть местом добровольного пристанища для кочевника: гористость и лесистость западной Словакии, с одной стороны, и болотистость по течению рек — с другой, были совершенно неподходящими условиями для кочевого хозяйства. И как раз здесь, у словацких рек, и в глухих лесных областях мы находим одинокие поселения-посты Печенегов и Берендеев.