Энколпион

Катайские «спикуляторы»Кроме перечисленных прямых сведений о существовании печенежских поселений на западном пограничье Угрии, есть целый ряд и косвенных указаний. Подобно тому, как в русских летописях нельзя иногда различить, кого именно имеет в виду летописец под общим собирательным именем «лучников», «молоди», так и в мадьяро-латинских хрониках и грамотах часто встречаются упоминания о «confinorum custodes», «speculatores», «sagittarii», охранявших угорские границы. Под этими названиями скрывались и собственно мадьярская пограничная стража, и таинственные Сикулы, и, наконец, Печенеги. Показательно сравнение описаний Отгона Фризингенского и Туроца мадьяро-немецкой войны 1146 г., ведшейся на шопронском пограничье. Когда первый говорит об участии в мадьярском войске сагитареев и о поражении их Немцами114, второй рассказывает о бегстве перед Немцами — Печенегов и Сикулов115. Другим примером может служить упомянутая выше (С. 22, пр. 112) деревня Мошонского комитата Ката (Kata), признаваемая печенежской по своему имени; как раз жителей этой деревни грамота кор. Карла 1339 г., называет «спикуляторами»: «quod nos Laurentio, Ioanni et Nicolao, spiculatoribus nostri de Katha de comitatu Mosoniensi»; из этой грамоты узнаем, что катайские «спикуляторы» жили в этой деревне целым своим родом («ipsorum et totius generationis eorundem de eodem») и охраняли мадьярское пограничье еще со времени первых угорских королей116; по этим признакам катайцев скорее всего можно отнести к какому-нибудь печенежскому роду, издавна здесь сидящему, чем к сословию разноплеменной стражи. Дальнейшие слова грамоты еще более убеждают нас, что в ней подразумевался кочевой народ: она определяет, чтобы и на будущие времена эти спикуляторы служили конно и оружно, как служили угорским королям и их предки в древности117.

Очень возможно поэтому, что еще в упоминаемых в 1044 г. на лайто-рабском пограничье сагитариях (sagittarii) надо видеть тех же Печенегов118; в 1047 г. те же сагитарии этого пограничья отличаются своей жестокостью, чем только побуждают к отождествлению их с Печенегами119.