Энколпион

Отряды ТюрковО количестве черноклобуцких отрядов в Киевском княжестве говорилось уже выше; в общем, в Поросье Черных Клобуков надо считать несколько десятков тысяч, а со всеми своими вежами, в которых у них были не только их семьи, но и рабы, их было, вероятно, около сотни тысяч.

Управлялись Черные Клобуки Поросья своими ханами — «князьями», по терминологии русской летописи; таковы уже упоминавшиеся нами Кунтувдей, Кульдер, Чюрнай376; иногда знаем об этих ханах лишь по упоминанию его рода, таковы: «ИчитТевичи», «Чагровичи», «БастТева чадь»377; кроме того, часто слышим о черноклобуцкой родовой аристократии — «лТпьшии моужи в Черныхъ Клобоуцехъ»; они управляли Черными Клобуками и решали свои дела: «сдо-умаша лТпшии моужии в Чернъыхъ Клобоучехъ и приТхаша в Торцькыи к Рос-тиславоу Рюриковичю и рекоша емоу» об их желании организовать поход на Половцев.

Во все время существования Киевской Руси, т. е. на протяжении XI—XIII ст., Черные Клобуки Поросья остаются кочевниками, со своим своеобразным кочевым бытом и культурой; их вежи, стада, табуны — «стады и скоты многое множество» — на луговых степях Поросья упоминаются не раз в летописи380, также остаются Черные Клобуки и язычниками — «поганые», «свои поганые» нередкий их эпитет в устах летописца. Об язычестве свидетельствуют и их могилы в По-росье, в которых мы не находим следов христианства, но зато неизменно встречаем погребения с конем.

Отдельно надо сказать о пребывании Черных Клобуков в самом Kиeве. В нем жили черноклобуцкие «лТпгше мужи», там были расквартированы и целые отряды Тюрков; они состояли гл. обр. из Берендеев. Эта черноклобуцкая, в частности берендейская, аристократия играет немаловажное значение в сложной политической жизни Kиeвa. Более часто соприкасаясь с Русскими, живя среди них, эти Тюрки более других подпадали под русское влияние и только среди берен-дейских «лТпшихъ мужей» встречаем одного — с именем Кузьмы, свидетельствующим о его христианстве.