Энколпион

ЯфетизмСвязывал Черных Клобуков с отдельным родом Кипчакского племени ara Boklu (Marquart исправлял на Borklu), с чем согласился и В. В. Бартольд в своей пространной рецензии на упом. работу Маркварта (Русский Историч. Журнал, 1921 г., кн. VII. С. 150). Это не исключает, на наш взгляд, возможности видеть в современном племени Каракалпаков, обитающих в Туркестане, потомков киевских Черных Клобуков, т. к., нося это прозвище более столетия, оно могло остаться за ними и после крушения Киевской Руси. О происхождении современных Каракалпаков от киевских Черных Клубоков см. ниже. С. 63. и прим. 422. Совсем особых взглядов держится В. Пархоменко, в цитированной уже выше заметке «Чорш Клобуки», вызванной моей статьей «О роли Черных Клобуков в истории древней Руси». На с. 243 Пархоменко отвергает мое утверждение, высказанное мною в этой статье, о собирательности имени «Черные Клобуки» и не считает возможным видеть в Черных Клобуках осколки племен Торков, Печенегов и Берендеев, присоединяясь к мнению Маркварта и Бартольда о тождестве Черных Клобуков с кипчакским родом Кара-Берклу; но на с. 244, когда автору необходимо было связать Черных Клобуков с кавказско-яфетической теорией, он, вопреки только что им высказанному, пишет: «Если же понимать это имя [Черные Клобуки] в собирательном* (курсив мой. — Д. Р.) смысле, то, безусловно, тут выявляются не только тюркский элемент и в первую очередь — кавказско-яфетический». Яфетизм же Черных Клобуков В. Пархоменко обнаруживает следующим образом: в 1023—1024 гг. князь Мстислав привел с собою в Черниговское княжество, для войны с братом своим Ярославом Киевским, Хазар и Касогов; «из племенных названий XII ст., находящихся в летописи, думается, с ними (Касогами) скорее всего можно связать Ковуев… насколько летопись связывает последних с Черниговскою территориею». А Ковуи, как известно, входили в состав Черных Клобуков. В прим. 83 я уже говорил о тюркизме этих Ковуев.